Почему стоит прочесть этот кейс полностью:
Содержание:
Eventr – афиша событий, которая отличается от остальных тем, что у нее есть реферальная программа и персональная подборка событий.
В сервисе 2 аудитории.
1) Посетители – могут рекомендовать события (репостить в соц.сети), за это получать бонусы и на эти бонусы покупать билеты.
2) Организаторы – могут бесплатно выдать часть своих билетов, а взамен получить трафик с репостов и продать дополнительно билеты пришедшим людям с социальных сетей.
Сервис был разработан “на коленке” и на момент обращения работал уже в течении года, на сайте было около 1000-1200 посетителей в день, но с них было всего 4-6 продаж билетов.
Что сделано: Проектирование и дизайн (UX/UI) веб-сервиса (+адаптивная версия под мобильные устройства) чтобы повысить выставленные показатели метрик.
Необходимо улучшить дизайн существующего веб-сайта.
Текущая редакция создавалась самостоятельно на любительском уровне.
Однако, очевидно, что структура сайта сложна и возможности/функционал непонятен.
Цели:
1) Повысить интуитивность;
2) Увеличить вовлеченность аудитории, а следовательно и глубину просмотра;
3) Перераспределить отображение информации/блоков информации, выдвинув на первый план самое важное;
4) Дизайн сайта должен “быть в тренде”.
После того как я попросил дать доступ к метрике, чтобы посмотреть конверсии по воронке продаж, оказалось что цели по воронке продаж просто не настроены. Поэтому сначала мы настроили цели на:
2 недели собирали статистику, чтобы по накопленным данным посмотреть где максимальное кол-во отвалов и над чем оптимальнее всего работать.
Пока собирались статистика по целям был проведен юзибилити-аудит интерфейса, нескольких встреч с командой заказчика и в конечном итоге было принято решение переделывать сервис с нуля.
Изначально я предлагал и клиент хотел отделаться “малой кровью” – заменять по чуть-чуть там и тут. Это хорошая стратегия при, сильно ограниченном бюджете стартапа, но когда функционала не много и структуру не допиливали на коленке, превращая сервис что в похожее на дом справа.
Чем больше такой дом (сервис) тем сложнее в нем поддерживать все процессы и масштабировать, у него сильно ограниченный потенциал по росту, большие риски разрушиться. Тоже самое можно сказать о веб-сервисах которые “пилится своими силами на коленке”.
Запутанная система навигации, особенно в личном кабинете
Выбираешь один пункт меню и пропадают все пункты меню админской части. Впадаешь в ступор и не понятно куда и главное почему они пропали. Чтобы снова увидеть меню админки нужно снова заходить в личный кабинет. Непонятно. Нелогично.
Попадая на главную страницу хочется сразу закрыть ее потому что:
Посмотрите на странички ниже и попробуйте сказать какой из них нужно воспользоваться чтобы отфильтровать события.
Не стоит в угоду дизайна нарушать привычные паттерны (привычки, образ мышления и действий) пользователей в сети (а для этого нужно знать эти самые паттерны и доверить этап проектирования лучше не программисту, а проектировщику интерфейсов). Не нужно усложнять жизнь пользователям, создавая повторные страницы, элементы интерфейса, дублируя контент, функционал.
Это все раздражает пользователей и сильно понижает конверсии, так как люди не могут понять как сделать то, что они хотели и уходят навсегда (не любят это кстати и поисковые системы и занижают в выдаче сайты при плохих поведенческих факторах, которые гарантировано будут низкими, когда на удобство использования интерфейса забили болт).
Обычно интерфейсом, который спроектировал программист могут пользоваться только программисты. Но это скорее всего лишь 0,0000000001% от всей вашей аудитории. Не стоит полагаться что остальные как-нибудь разберутся.
Это не значит что все программисты конченные мудаки и специально делают неудобные интерфейсы. Нет! Просто у них своеобразный образ мышление и для них в приоритете работоспособность (максимально быстро и максимально стабильно), а не удобство. И они отменно справятся со своими задачами, которые не под силу всем остальным. Просто каждый должен заниматься своим делом. Доверяйте проектирование интерфейса – проектировщику, а программирование – программисту и не придется потом все переделывать.
Напихать как можно больше функционала и контента на страницу совершенно не значит что от этого повысится конверсия, скорее наоборот.
У каждой страницы есть четкая задача (в рамках воронки продаж или других kpi) и весь контент и функционал должен подстраиваться под это, все лишнее убираться. В старой версии сервиса eventr приоритеты задач явно не были выставлены
Здесь я хотел бы сделать еще одно отступление и посоветовать не экономить на тестировании. То, что программист или верстальщик сказал что выполнил работу, это не значит что все работает так как нужно. Определите все ключевые пути клиентов, воронку продаж и пройдитесь сами или лучше наймите QA-тестировщика, который выявит все проблемные зоны.
Не стоит полагаться что вам будут писать пользователи об ошибках в сервисе. Они это будут делать это только если вам заплатили. Но если вам никто не платил, то пользователи просто закроют ваш сайт и все, им нет никакой выгоды и мотивации бесплатно помогать вам. К примеру на eventr, на момент написания этого кейса посетило более 584 000 человек и основатели сервиса не знали об этих ошибках, проблемах.
К тому же ссылку на контакты на сервисе практически нереально заметить и даже если у посетителя и возникало желание помочь в развитии сервису, то eventr сделали все чтобы не получать обратную связь. А обратная связь в веб-сервисах от пользователей, это один из самых важных моментов бизнеса. Поставьте ссылку “контакты” на видное место в меню, если хотите исправить ошибки, поднять конверсии.
Cтоило ли удивляться, что никто не регистрировался в сервисе, покупали единицы и более 90% людей не возвращались никогда на сайт по данным яндекс-метрики.
А для такого сервиса “повторные заходы” – один из ключевых показателей, который показывает насколько удобен, нравится пользователям сайт и который, влияет на стоимость клиента, LTV. Сервисы и приложения рассчитанные на массовую аудиторию должны сильно работать над показателем “повторных заходов”, тогда люди будут рекомендовать ваш сервис друзьям и вы будете получать бесплатно кучу новых посетителей и клиентов. В b2b это уже не работает, так как аудитория раз в 100-200 меньше.
При общении и анализе метрик выяснилось что:
На мой взгляд два последних показателя, ключевые для афиши и напрямую влияют на прибыль, стоимость клиента и LTV.
Чем больше люди просмотрят событий, тем выше вероятность что они что-то купят.
Чем больше повторно они заходят и покупают, тем ниже цена клиента и выше доход с клиента.
И это показатели которые можно поднять за счет правильно спроектированной интерфейса.
Есть очень интересный момент, который будет полезен всем владельцам бизнеса в интернете и особенно saas, веб-сервисов для понимания на какие показатели бизнеса, метрики влияет работа UX/UI дизайнера или проектировщика интерфейсов.
В eventr на момент обращения было в среднем 1200 уникальных посетителей в день. В брифе, который заполнил заказчик, в пункте по целям, которых хочет достичь клиент в результате проектирования и дизайна – было указано:
Если у вас при трафике 1200 человек в день, как у eventr, 0 размещений событий в месяц, и из этой аудитории всего около 10 организаторов. То даже с учетом того что конверсия поднимется до 5-10% в размещенное событие, то за месяц при том же трафике будет размещено около 15-30 событий. А теперь давайте сравним реальные цифры и ожидания: 15-30 реальных событий против 1000 ожидаемых.
Работая над конверсией, не стоит ожидать роста трафика.
Проектирование и дизайн интерфейса (UX/UI) влияют на:
- конверсию покупки, регистрации, заявки, звонков
- повторные заходы
- повторные покупки
- средний чек
- LTV
- цену клиента.
Но никак напрямую не увеличивает трафик.
Ожидать что после того как будет переделан интерфейс сервиса трафик с 1200 человек в сутки увеличится до 100 000 в сутки мягко говоря нереалистично. Чтобы у вас на сайте рос трафик нужно либо работать над seo, либо покупать рекламу в соц.сетях, контексте, CPA и прочих каналах. От редизайна нового интерфейса стоит ожидать только увеличение конверсий.
Благо eventr команда адекватная и после того как я объяснил им на что влияет проектирование и дизайн они подкорректировали свои цели и мы перешли к подробному сбору всех требований.
Далее было около 2-х недель обсуждения всех моментов по проекту, составления договора, сметы, тех.ограничений и прочих моментов. Просто приведу часть общения с клиентом, чтобы вы понимали как происходит обычно процесс составления требований.
Зачастую под словами “да там всего пара страниц” кроется куча функционала, несколько ролей пользователей в системе, несколько версий под разные устройства. И работы не на недельку, как предполагает заказчика, а в среднем на 2-3 месяца.
Мелочей тут нет. Забыли где нибудь страничку с подтверждением – все, сценарий пути клиента будет нарушен, конверсии упадут. Если хотите делать свой сервис, то готовьтесь поработать вместе с проектировщиком отвечая на кучу вопросов. Благо мои клиенты это хорошо понимали, имели опыт в разработке и всегда оперативно и подробно рассказывали о своей идее, бизнесе, процессах.
В процессе сбора требований мы обсуждали много сценариев использования посетителями и организаторами. Выяснялось что в текущей версии просто отсутствовали страницы или целые блоки функционала, чтобы решить те или иные задачи пользователей.
К примеру “монеты” есть, а как их купить, получить не понятно, нет ни информации, ни страниц с функционалом для этого. Это примерно тоже самое что открыть магазин продуктов, но забыть сделать двери чтобы люди могли в него попасть.
Зачастую клиенту приходилось принимать нелегкие решения
В процессе обсуждения часто становится понятно что многие бизнес-процессы, идеи, функционал придется либо переделать либо вообще отказаться.
Приведу пример.
Для того чтобы решить проблему с мошенничеством, которое состояло в том, что любой пользователь может создать фейковое событие, его же распространять и посещать под другими аккаунтами. Таким образом заработав монеты, на которые потом мог покупать реальные билеты.
Поэтому eventr решили сделать 2 монеты:
Кажется все просто и логично. Вот только в формате чтения статьи, а не использования в сервисе.
Это решение породило проблемы:
Если вы делаете сервис, то все усилия, риски которые придется прикладывать пользователю должны быть значительно меньше чем та выгода что получит человек.
В случае с event было ровно наоборот. Неудивительно что никто не пользовался сервисом.
Придумать хорошую идею мало, нужно ее правильно подать.
В будущем переделать интерфейс будет уже очень трудно, потому что
даже к плохому интерфейсу люди привыкают и менять на хорошее не хотят. Переубедить и переучить сотни тысяч людей в разы дороже и дольше чем заново спроектировать уже правильную структуру интерфейса.
Можете почитать на эту тему провал Яндекса с редизайном кинопоиска.
Чтобы решить проблему на корню я предложил после того как организатор проходит регистрацию в обязательно порядке проходить верификацию.
Суть верификации – подтвердить любым способом которым удобно организатору (юридические документы, вставить лого eventr на сайт в футер, добавить ссылку в группе Вк в боковое меню и тп) что человек является организатором. Способы должны исключать возможность прохождения верификации обычным человеком. Весь функционал организатору открывается только после прохождения верификации.
Это гарантирует что не будут появляться на площадке некачественные события и не нужно будет модерировать каждое событие. Тем самым это повысит повторные заходы пользователей и снизит потенциальные расходы на модераторов.
Да, тут есть минус – часть организаторов не дойдет до конца (Чтобы они завершили верификацию можно дожимать ретаргетингом во Вконтакте, ремаркетингом в яндекс-директ или просто обзванивать и менеджер будет по телефону за организаторов заполнять инфу, если у них возникли сложности).
Схема с верификацией практически убивает возможность мошенничества.
А для тех кто все-таки пройдет верификацию и захочет обмануть сервис, еще можно сделать чтобы посетители могли пожаловаться в карточке события на организатора, например нажать на кнопку “это мошенник” (при первой жалобе автоматически это событие пропадает из выдачи, это минимизирует риск того что мошенник продаст много билетов. Всего его покупки замораживаются. А такое событие попадает модератору. И модератор уже может занести ip организатора в черный список и заблокировать его аккаунт)
Для того чтобы упростить работу организатора полностью был изучен текущий механизм создания события, я составил табличку с действиями, выгодами каждой стороны “посетитель/организаторы/eventr”
Я не видел ни одной причины почему нельзя обойтись без монет организатору для создания события.
На что был получен ответ:
предполагается, что организатора нужно замотивировать выкладывать билеты, которые можно приобрести за монеты (а не за деньги). Итак – чтобы продвигать событие (создать промокампанию) – нужны монеты. Чтобы их заработать – нужно сначала продать билеты за монеты (за бонусы).
Опять же, если организатора ничем не ограничивать, он при создании промокампаний будет назначать максимально возможную награду (тому кто делится событием) за каждого перешедшего на событие пользователя.
Как это решить? Выдавать от самого сервиса за переход по ссылке события фиксированную награду (монеты) тому, кто поделился ссылкой?
Eventr придумали очень сложную схему.
Для организатора – “монеты” не являются никакой мотивацией для того чтобы отдать бесплатно билеты, без гарантий получения трафика и продаж, которые можно продать за деньги. К тому же монеты еще нужно заработать, чтобы бесплатно отдать свои же билеты, с риском заполнить зал халявщиками. Как-то не очень выгодное предложение для организаторов, не считаете?
Реальная мотивация организатора – это, к примеру, при 10 отданных билетов он продал дополнительно еще 10.
Тут у eventr уже вырисовывается более четкая целевая аудитория (Которая при старте было очень размыта и звучала как “все организаторы событий”).
Но по факту те у кого заполняемость залов 90% + сервис eventr просто не нужен. У них и так все хорошо и никто не будет тратить время, чтобы отдать бесплатно 5% билетов, чтобы допродать еще 5%. Если только это не зал на 3000-5000 человек.
А вот у кого заполняемость зала 40-70% то эти люди будут готовы отдавать 10-20% своих билетов, чтобы допродать еще на 10-30%. (И это кстати уже можно использовать на лендинге и в рекламе и такое позиционирование даст гораздо более высокую конверсию в регистрацию организатора и как следствие более низкую стоимость привлечения клиента).
Что касается начисления монет.
Тут стоит сделать защиту от хитрожопых – нельзя делать более 2-3 х репостов в день. Иначе ушлые пройдутся по каталогу и сделают репосты на пустые аккаунты своих соц.сетей (или специально создадут) за день заработают пару сотен или пару тысяч монет. Купят дорогие билеты и организаторы не получат ничего, о повторных размещениях событий можно забыть.
Важно просчитать сколько отдавать монет за репост чтобы:
– люди понимали что могут за пару месяцев неспешных репостов накопить на какой-то билет
– билеты продолжали покупать за рубли без падения конверсий покупки
Сколько отдавать за каждый клик с соц.сети?
Оптимально узнать среднюю стоимость клика по рекламе у всех организаторов на рынке в России и сделать либо такой же, либо дешевле. Если к примеру организатор пригоняет клиентов из таргетированной рекламы вконтакте и директа по 5 руб/клик, то сервис за 1 клик с соц.сети посетителя должен начислять 5 монет посетителю.
В таком случае организатор получает трафик по такой же стоимости как с других источников только иным способом.
Потратив на контекстную рекламу 500 руб он получит 100 посетителей
В сервисе eventr отдав билет за 500 руб он получит 100 посетителей.
Цена на билет за рубли и монеты будет одинаковой. Разница лишь в том что монеты можно заработать.
Не желательно давать организаторам возможность сами устанавливать сколько получит пользователь.
Во первых, они могут ошибиться назначив как более высокую так и более низкую стоимость, в результате либо не продав билеты, либо просто заполнив залы халявщиками.
Это же может привести к тому что сервис начнут воспринимать как возможность сходить на любое мероприятие нахаляву, а организаторы начнут обходить стороной площадку eventr так как продать билеты будет нереально. В свою очередь это приведет к тому что будет мало событий, а будет мало событий – люди не будут заходить повторно.
Такая схема (цена за билет одинаковая как за рубли так и за монеты) начисления и списания монет:
День обсуждений и заказчик со всем согласился, не задав ни одного вопроса.
Далее в таком формате был проанализирован весь сервис, бизнес-процессы и создан файл в котором расписывалось как, почему стоит что-то изменить и почему это выгодно eventr.
Расписывать здесь я уже не буду и так получает очень много. Если вам интересно почитать – кликните по картинке справа.
Обычно проектировщики не продумывают и не помогают в составлении бизнес-модели сервиса, но у меня есть опыт в разных сферах бизнеса и куча ошибок, которые позволяют видеть сильно далеко наперед кучу сложностей, которые лучше продумать и решить заранее, чем потом обанкротиться.
После того как все требования по сервису были собраны дальше я перешел к анализу рынка чтобы понимать кто в нем сильные игроки и что можно хорошего у них позаимствовать, а что наоборот не стоит делать.
Так как я уже писал выше мне предоставили очень размытое описание целевой аудитории “все организаторы событий”, для того чтобы лучше понимать потребности, боли, страхи, сомнения чем в данный момент пользуются и почему организаторы я пошел изучать отчеты, форумы, статьи в интернете. Доступа к живым организаторам у меня не было, поэтому пришлось довольствовать такими данными.
Кратко о рынке event:
– По данным Statista.com, мировой билетный онлайн-рынок оценивается в $25 млрд (без учета музеев и театров). Объем американского рынка – $8 млрд.
– по различным оценкам представителей индустрии, объем российского рынка составляет от 45 до 60 млрд рублей в год без учета сегмента кинотеатров
– Исследование PwC по рынку билетов, даст понимание объема рынка, кто владеет крупными сервисами, куда движется рынок. Полезно знать, чтобы выстроить стратегию компании и понимать с кем получится конкурировать, а с кем бесполезно. И на кого стоит ориентироваться у кого лучшая команда, решения, финансы.
Отчет даст понимание что на рынок СНГ пока нет смысла выходить, так как почти 80% продаж – РФ. А это значит что русского языка на сайте будет достаточно еще долгое время.
Основной тренд – более 80% организаторов продают билеты самостоятельно. Eventr во время входит на этот рынок.
Больше всего денег на билетном рынке приносит кино, затем театр, и уже потом концерты, фестивали – можно предположить что если выводить в каталоге вверху и первыми эти категории то продаж, просмотров будет больше.
Онлайн-покупка происходит в основном на сайте, доля покупок через приложения не превышает 7%. Если основная цель – заработок на продаже билетов, то лучше сфокусировать все ресурсы на веб-версии сервиса. И работать над мобильным приложением когда люди им начнут регулярно пользоваться только когда там трафика станет от 30% чтобы вложение денег и времени окупилось в разработку моб.приложения.
– Cтатистика по продажам билетов. Даст понимание того что больше всего покупают (какие категории мероприятий, в какие дни и соответственно когда лучше слать письма подписчикам. Зная эту информацию можно сделать динамический вывод контента. Например в пятницу и субботу вечером больше показывать предложения сверху о ночных клубах, ресторанах, барах и тп. В будни – бизнес, для детей и тп.
«Попадание» в запрос пользователя будет точнее, меньше людей уйдут, больше найдут что хотели.
– https://event-live.ru/articles/tsifry-i-fakty/tsifry-i-fakty_709.html отчасти позволит понять на каких городах и в какой последовательности стоит фокусироваться для детального продвижения, если планируются платные рекламные компании
– https://vc.ru/flood/22664-ticket-boom причины почему организаторы стремятся продавать билеты сами, а не через посредников (и 100% рано или поздно все от них уйдут). Просто нужно понимать куда движется рынок, какие потребности чтобы разрабатывать функционал, который нужен потребителям и не упустить момент.
– приложение на основе технологии блокчейн, которые минимизирует риск купить поддельный билет, упрощает процедуру прохода на мероприятие (qr-код вместо распечатки бумажного билета) и возможность делиться впечатления о мероприятии. Так как это удобно пользователю – вопрос времени когда это станет стандартом в индустрии. Еще по этой теме.
– Блог с полезной, актуальной инфой про тренды eventr-индустрии.
В результате анализа рынка было выявлено что в небольших городах нет или мало событий.
Организаторам нет мотивации размещать объявления так как никто не заходит, а посетителям нет мотивации заходить повторно так как нет или очень мало мероприятий.
Решение – пока сфокусироваться на городах полу-миллионниках и миллионниках, так как если взять город с населением в 300-400 тыс и посмотреть на мероприятия на афише.яндекc или рамблер, то там кроме кино ничего нет.
Такой анализ рынка и выводы часто помогает стартапам понять от какого функционала можно отказаться (например в eventr оказались от маленьких городов и локализации на другие языки), лучше понять свою аудиторию, как и где и в дальнейшем рекламировать, а не только сделать удобный интерфейс.
Как оказалось в этом рынке очень много игроков. Анализировать пришлось кучу сервисов.
Основные прямые конкуренты:
Непрямые конкуренты:
Продавцы билетов
Сервисы для организаторов событий:
Ниже показан пример как выглядел разбор страничек каждого сервиса, где-то больше, где-то меньше. Как показала практика обращаться к интерфейсам конкурентов приходилось ежедневно в процессе работы, так как весь проект занял 3 календарных месяца, запомнить все фишки со всех страниц просто нереально. Если например нужно разработать функцию поиска и я шел смотреть как это устроено на всех сайтах конкурентов, выбираю лучшее, дорабатываю под задачи проекта.
После была составлена табличка с функционалом с разграничением по ролям. Это сильно помогает понять что каким ролям пользователей в системе показывать, а у каких скрывать. Эта же таблица очень сильно поможет в дальнейшем программистам, для того чтобы скрыть или показывать часть контент/функционала и сэкономит пару дней и десятки тысяч рублей на разработку.
После этого настал этап изучения сегментов аудитории, ее потребностей, страхов, сомнений, то как, в какой последовательности они принимают решение идти на то или иное мероприятие.
Под разные сегменты было составлено несколько “персонажей”
Для посетителей были выбраны самые массовые и сильно отличающиеся друг от друга сегменты:
Организаторов разбили на 2 сегмента – мелкие и крупные, так как предполагалось что у них разные проблемы, потребности и соответственно необходимо их по-разному удовлетворять в сервисе. Ну и пожалуй главный вопрос – на каком сегменте фокусироваться бизнесу, кто будет платить больше.
Каких организаторов больше по количеству, кого проще, дешевле привлечь. Это очень важные вопросы для стартапа, потому что можно делать сервис под аудиторию, до которой невозможно достучаться. Или аудитория, который сервис просто не интересен, у нее другие проблемы.
Обычно проектировщики такие вопросы не прорабатывают, но на мой взгляд должны это делать. Потому что если интерфейс спроектирован под “идеальную” аудиторию, но на практике стартап до нее не имеет возможности “достучаться”, либо цена привлечения будет очень высока или ее аудитории будет крайне мало – то это не имеет никакой практической пользы. В таком случае стартап обречен на крах, это вопрос времени.
После того как были составлены карточки “персонажей” еще неделя ушла на то чтобы понять как, когда, в каком месте, времени приходит мысль куда-то сходить, как люди принимают решения где искать событие, куда сходить, на что смотрят на страничке с событием, какие ключевые факторы решения о покупке, с кем советуются, что им нужно видеть при покупке, после того как купили и еще миллион вопросов, страхов, сомнений, возражений которые нужно проработать чтобы конверсия в покупку была максимально высокой.
К сожалению доступа к живым людям не было, поэтому информация очень ограниченная – на основе моего опыта и опыта моих друзей, знакомых и основателей сервиса eventr. Конечно так лучше не делать, но времени и денег заказчик на большее не выделил.
Кликайте по картикам, чтобы увидеть карты путей и как это повлияло на бизнес, интерфейс.
Это позволило увидеть какой контента, функционала на каких страницах не хватает. Что упустили, забыли, не продумали в текущей версии. К примеру, момент когда человек оплатил монетами билет – сейчас ничего не происходит, у него нет билета, нет информации что делать дальше, организатору непонятно как будет выглядеть билеты, как их проверять, как защититься от мошенничества со стороны пользователей и тд. только один этот этап добавил 7 страниц
Как я и говорил в начале зачастую заказчики ставят задачу в формате “да там пара страниц, работа на недельку”, но когда детально расписываешь весь функционал, становится понятно что страниц в разы, десятки раз больше. Примерно такая же ситуация была и с eventr.
Проблема заключается в том, что пока не проведешь исследования, составление информационной архитектуры сайта, карточек персонажей, сценарии использования и пути клиентов точно оценить объем работы крайне проблематично.
Изначально предполагалось что в сервисе будет около 30 страниц, но по факту оказалось в 4 раза больше – около 120.
Срок и бюджет заказчика не позволял это сделать, поэтому я предложил следующие решение:
Также чтобы уложиться в срок и бюджет заказчика я предложил как оптимальнее поочередно запускать функционал, когда он даст прибыль бизнесу, то как я это видел:
По афише для пользователей я бы оставил только то, что заставит людей возвращаться повторно, а это всего 2 вещи:
А весь остальной функционал вынес в отдельный список чтобы пользователи голосовали что внедрять первым. Суть и успешность (прибыльность) афиши в том чтобы люди заходили повторно как можно чаще, это ключевое. Чем чаще они заходят, тем больше продаж, тем выше LTV.
Если этого не будет, то реф.программа и все остальное бессмысленны. Новые люди будут приходить и не будут возвращаться, это тоже самое что воду в решето лить.
А не будет трафика, афиша не будет интересна организаторам. Не будет организаторов – быстро израсходуются ресурсы на модераторов, которые добавляют события.
Эти доводы не сработали, заказчик решил все равно большую часть функционала сделать сразу, а не запускать постепенно.
Дальше я расписал все страницы, состояния, окна, а команда eventr выбирала что оставить в сервисе, а что нет.
Я периодически смотрел и если убиралось что-то критически важное, что могло повлиять на конверсию продажи/регистрации и тд – эта страничка/окно возвращались.
Таким образом мы пришли к тому, что остался базовый функционал, а все дополнительные возможности остались в списке на внедрение на будущее. Это позволило сильно сократить бюджет и срок разработки.
У статичных макетов есть один большой минус – там нет взаимодействия и обратной реакции интерфейса на действия пользователя. Представлять сценарии использования в уме можно, но часто упускаются важные детали, которые сильно влияют как на различные конверсии, так и на удобство, удовлетворенность пользователей.
В интерактивных прототипах когда проходишь какой-то сценарий, ты находишься в состоянии какого-то ожидания и сразу замечаешь что не хватает какой-то функции, контента, элемента интерфейса.
Например совершив покупку билета, недостаточно просто показать сообщение “оплата прошла успешно”, человек ожидает увидеть билет. Он может захотеть отправить его на email, телефон или скачать и распечатать. Кликайте по картинке ниже и у вас откроется прототип по которому можно перемещаться как по сайту.
А здесь я расскажу на примере ключевых страниц что сделано и почему именно так. Ширину макетов для веб версии выбрали 1170px, так как по статистике яндекс-метрики данные разрешение или больше было у 96% зашедших на сайт.
На главной странице было принято решение сделать:
В каталоге важно было показать одну из выгод eventr – персональную подборку событий, так как это может существенно поднять процент повторных заходов и продажи.
Пользователю достаточно слева выбрать нужные фильтры, войти в свой кабинет и нажать кнопку сохранить. Система запоминает выбранные параметры и показывает или отсылает на почту только то, что интересно пользователю. Поэтому в самом вверху над выдачей карточек событий сначала показывается баннер с выгодой, которое прочитав можно закрыть навсегда чтобы не мешало. Это позволит проинформировать каждого пользователя и при этом в дальнейшем не напрягать его лишними блоками.
На первом экране выводится самая важная информация:
Далее идет уже менее значимая информация:
Далее для повышения кол-ва продаж, показывают блоки популярного из той же категории. К примеру, если человек любит юмористические концерты и смотрит сейчас “уральских пельменей”, то вероятность что он заинтересует шоу “однажды в россии”, “comedy club” и другими подобными событиями сильно выше, чем если показать ему какие-нибудь оперетты, бои без правил или вообще ничего не показать.
И также блок с тем, что человек уже смотрел, чтобы мог быстро вернуться к страничке события, если выбирает из нескольких вариантов.
От хлебных крошек позже мы отказались так как доступ к любой подкатегории делается очень просто через наведение на меню “каталог событий”
По дизайну у заказчика были небольшие требования – сочетания цветов зеленого и белого, фирменный стиль, логотип и пара ссылок на то что нравится.
Главная страница со временем немного изменилась от первоначальной идеи
Все повторяющиеся элементы были вынесены в отдельный файл. Это позволит:
А пользователи смогут за счет единства стандартов быстрее привыкать к интерфейсу и ориентироваться в нем. В дальнейшем поддерживать и масштабировать сервис будет сложнее.
Так как на сервис заходило почти половина людей с мобильных устройств и всего лишь пара процентов с планшетов. То в условиях сильно ограниченного бюджета и срока делать версию под планшеты было крайне неразумно. Поэтому делали под web и mobile. Ширину мобильной версии выбрали в 320px так как по статистики яндекс-метрики оно покрывало 99% устройств.
Если бы eventr не сделали адаптивную версию под мобильные, то конверсии упали бы в разы. Это очень и очень сильно ударит по прибыли, с учетом того что половина людей заходит с мобильных устройств.
Какая польза пользователям:
Они смогут быстро найти то что нужно, не придется щуриться, “зумить” (увеличивать или уменьшать масштаб), чтобы найти текст, фото, кнопку. Не нужный для принятия решения контент убирается, остается только самое важное. За счет этого повышается скорость и точность принятия решения пользователями, они в разы быстрее находят то, что хотели по сравнению с неадаптивной версией.
Как делали? Процесс
Изначально фон меню был белым, но он очень сливался с контентом и визуально было тяжело отличить, приходилось напрягаться, поэтому цвет был сменен на зеленый.
Меню категорий и меню личных кабинетов объединили во вкладках сверху так как у них одинаковая структура и принцип выбора. Это позволило освободить свободное место в личных кабинетах и уместить таблицы с кучей информации даже на маленьких экранах.
В каталоге фильтр раскрывается не вниз, а направо, открывая новый экран. Так проще воспринимать информацию, а ссылки возврата подсвечены зеленым и легко можно вернуться назад.
Войдя в свой кабинет посетитель событий попадает на дашборд, где легко без открытия меню может перейти в нужный раздел и увидеть общую статистику по свои действиям. Так как использована карточная структураа для контента, то он легко сжимается и адаптируется даже под маленькие экраны, сохраняя весь полезный контент.
Часть информации группировалась в блоки с переносом строк.
Так как организатор сначала выбирает событие и только потом смотрит по нему статистику, то она открывалась на отдельном экране при клике по картинке, названию или стрелке. Это позволит быстро находить нужное событие не отвлекаясь на кучу данных со всех мероприятий.
После того как работу над веб-сервисом мы закончили, сделали 2 лендинга для регистрации организаторов и посетителей. И стало понятно что чтобы посетители повторно возвращались на площадку, просто зарегистрировать и бросить их на платформу не достаточно. Нужно замотивировать сразу же их попробовать все возможности платформы и чтобы они настроили уведомления для повторных заходов. А те кто в процессе сольются – дожать письмами через email.
Как я уже писал выше, для афиши один из ключевых показателей – это повторные заходы пользователей. Чем чаще повторно заходит посетитель, тем больше покупает билетов и приводит нового трафика. В результате стоимость привлечения снижается, а доход с клиента повышается.
Что мы сделали:
Ну а самых нетерпеливых, кто прервал на каком-то этапе обучение, мы будем дожимать письмами. Ниже вы видите 2 письма, если будет интересна вся цепочка – то зарегистрируйтесь на площадке и прервите обучение 😉
К концу выполнения заданий:
– у посетителя на счету будет 145 бонусов. На эти деньги не купить ни один билет, а он уже втянулся, знает как и что работает, что это не лохотрон и бонусы начисляются и нужно сделать всего пару репостов чтобы накопить еще 100-200 бонусов для покупки первого билета. Вероятность что он это сделает сильно выше, чем без обучения, так как он уже вовлечен.
– Посетитель настроил уведомления на почту, чтобы ему приходили актуальные для него события и уведомления по балансу бонусов. За счет этого 1-2 раза в неделю он может повторно заходить на сервис. Так как ему не шлются все собтыия подряд, а только тех категорий который он сам выбрал, в удобное для него время, с комфортной периодичностью. Напомню, что текущий показатель повторных заходов был около 10%, за счет этого мы планируем сильно поднять эту метрику, которая напрямую влияет на прибыль бизнеса.
В процесс разработки лендингов стало понятно что нужно автоматизировать сбор и публикацию отзывов. Чтобы замотивировать людей оставлять отзывы я предложил собирать их в тот момент когда человек на самом положительном эмоционально подъеме – в момент, когда он первый раз оплатил бонусами билет.
Вероятность того, что человек оставит отзыв в такой момент сильно выше, чем в любой другой. Но чтобы еще больше повысить шансы на получение отзывов – решили сделать чтобы пользователям начислялись бонусы за оставленный отзыв. Никто не любит писать позитивные отзывы, поэтому нужно вознаградить людей за их труд и замотивировать.
Уже имея опыт работы с отзывами и понимание что люди впадают в ступор и не знают что написать, мы сразу даем рекомендации что нужно написать. Рекомендации даны в таком формате, чтобы отзыв снимал все страхи и возражения других людей, которые только будут пользоваться сервисом и думают регистрироваться или нет.
Но и на этом мы не остановились. После того как человек оставил отзыв, ему предлагается его разместить в своих соц.сетях и обоснованно аргументируем это тем, что друзья охотно верят отзывам и они могут получить кучу бонусов за переходы.
Таким образом мы автоматизировали сбор отзывов и к тому же получили дополнительный источник трафика.